«Прямые потомки водяных собак, завезенных с Ньюфаунленда, назывались лабрадорами». Эта фраза из книги Лорда Джоржа Скотта «Лабрадор Скотта и Миддлотона» (Scott and Middleton. The Labrador Dog, 1936) является ключевой в трактовке теории происхождения породы.
Существовало две разновидности – массивная густошерстная собака, которая нам известна как ньюфаундленд, и более мелкая и менее мощная разновидность, от которой и произошли лабрадоры. В 1869 году – «В округе Сен-Джонс встречается большое количество приземистых, гладкошерстных черных собак высотой 45-60 см, их называют лабрадорами, многие из них превосходные ретриверы, но это не ньюфаундленды, они только родились на этом острове». Эта разновидность собак с Ньюфаундленда получила в обиходе название Сент-Джонс. Окрас был также черным, а шерстный покров - плотным и маслянистым на ощупь, абсолютно непроницаемым для воды. Шерсть давала собакам большие преимущества, так как при выходе из холодной воды она не покрывалась корочками льда. Этот живой поплавок мог находиться среди волн очень долгое время, казалось, что его не берет ни холод, ни усталость. В буквальном смысле - водяная собака.
Полковник Peter Hawker, морской капитан и владелец рыболовецких судов, стал одним из первых, кто стал ввозить в Великобританию исконных собак «правильного типа, черных, активных, с шерстью сродни выдровой». Граф MalmesburyII в 1823-1824 году купил собак, которые тогда назывались малыми ньюфаундлендами. Поместье Malmesbury находилось в Дорсете, в долине, которую часто затапливает река, где водится множество дичи. Проезжая недалеко от Пула, граф Malmesbury II увидел собак с кораблей рыболовной флотилии из Ньюфаундленда. Собаки настолько естественно и быстро находили и приносили рыбу, что граф Malmesbury II решил, что они идеально подходят для поиска и подачи дичи, и с ними можно охотиться в его поместье, что собственно и имело решающее значение.
В 1903 году усилиями лорда А. Холланда-Хайберта лабрадоры были признаны Кинологическим клубом как отдельная порода. Регистрационная запись была сделана 7 июля. Теперь ежегодно 7 июля любители прекрасной породы отмечают ДЕНЬ ЛАБРАДОРА.
Другим отправным моментом было признание палевого окраса в породе. В 1924 году был образован Клуб палевых лабрадоров. Его главной целью было обеспечение благоприятных условий участия палевых лабрадоров на выставках и в полевых испытаниях, которые раньше были для них закрыты.
Шоколадный окрас претерпел еще большее сопротивление, и импульсом к его признанию и развитию стала победа на выставках знаменитой собаки 70-х годов, чемпиона Follytower Merrybrook Black Stormer шоколадного окраса. Начиная с этого кобеля шоколадные лабрадоры стали быстро прогрессировать.
Кроме различия по цвету, между лабрадорами нет никакой разницы. Раньше, например, считалось, что черные лабрадоры лучшие охотники, палевые собаки более ленивые, а шоколадные собаки более хитрые и упрямые. Однако, все перечисленные особенности и черты конкретных особей есть генетика. Цвет лабрадора как известно определяется двумя генами, и между цветом и темпераментом нет никакой зависимости.